Новости
 
новости
  • Там, где пехота не пройдет
  • 09.08.2000

    Будучи недавно на Севере, я совершенно случайно повстречал эту необычную машину и, как человек сугубо технический, не смог проехать мимо.

    Оказалось, что группа разработчиков и инженеров-испытателей Курганского машиностроительного завода заканчивала здесь последние испытания новой транспортной машины ТМ-1, базовой в семействе гусеничных транспортеров высокой проходимости.

    Главная особенность новой машины состоит в том, что она изначально конструировалась для гражданских нужд — перевозки вахтовых смен, аварийных бригад, геологоразведочных партий и обеспечения других транспортных потребностей в условиях абсолютного бездорожья. Ведь та техника, которая используется и по сей день, создавалась сугубо для «войны», поэтому ни о каком, даже о маломальском комфорте, не могло идти и речи. И я с ужасом вспоминаю оглушающий лязг и грохот, изматывающую тряску, грозящую сокрушить позвоночник, испытанные мною много лет назад во время «пилотирования» гусеничного «газона», приспособленного для тушения лесных пожаров.

    Совсем другое дело — новинка курганцев, на которой мне предложили проехаться. Я удивился было, что никто даже не поинтересовался моими «правами», но потом понял, что управлять этой машиной может даже маленький ребенок. И в этом нет никакого преувеличения.

    Забираюсь в высокую кабину. Первое, что бросается в глаза, — ее размеры. Два ряда мягких (легковых) сидений готовы с комфортом принять шесть человек, одетых по-зимнему. Высокий потолок с большим люком лишь слегка «сгибает» высокорослого человека. В общем, кабина отделана получше, чем «камазовская». Удивился, когда вместо многочисленных рычагов, обнаружил всего две педали — «газа» и тормоза, да еще небольшой штурвал самолетного типа. Управление гидромеханической коробкой передач совсем простое: две кнопочки на консоли под штурвалом переключат передачи вверх и вниз без сброса «газа», а на табло зажжется соответствующая передаче цифра. Штурвал настолько легок, что его можно поворачивать «одной левой», а, если крутануть до упора, градусов эдак на сорок пять, то машина просто будет вращаться на одном месте. При этом нет риска разрушить бортовые фрикционы или сорвать гусеницы. Короче говоря, я долго «насиловал» ТМ-1. Мчался по снежной целине, атаковал крутые бугры и, подбадриваемый испытателями, на полном ходу нырял в глубокие овраги.

    Машина вела себя просто великолепно! Большой ход подвески и расположенные внутри корпуса энергоемкие амортизаторы вкупе с подкабинными амортизаторами обеспечивают плавность движения и довольно высокую среднюю скорость.

    Что примечательно — во время этой поездки мы все время вели разговоры-переговоры и при этом ничуть не повышали голоса. И дело тут вовсе не в том, что у кабины хорошая звуко- и теплоизоляция. Изюминка в необычном, модульном принципе конструкции: кабина, моторный отсек и грузовая платформа представляют собой отдельные модули. Поэтому 230-сильный ярославский дизель ЯМЗ-236Н, оснащенный турбонаддувом, в кабине почти не слышен. Кстати, моторный отсек имеет мощное автономное отопление, что в условиях низких температур позволяет обслуживать и ремонтировать двигатель в более-менее нормальных условиях. Благодаря валу отбора мощности на грузовой платформе можно установить необходимое технологическое оборудование или обустроить жилой отсек.

    Широкие (800 мм) резино-металлические гусеницы обеспечивают высокую проходимость и маневренность и совсем небольшое удельное давление на грунт — всего 0,2 кгс/см2, что очень важно для сохранения столь ранимой тундровой растительности. Чуть было не забыл упомянуть, что ТМ-1 — плавающий транспортер, способный двигаться по воде с вполне приличной скоростью 6 км/ч, а на шоссе эта машина разгоняется до 55 км/ч. Стоит отметить, что Курганмашзавод, известный своими непревзойденными в мире «боевыми машинами пехоты» (БМП), создал очень нужное стране транспортное средство. Уже построена первая партия в 15 машин, и, по рассказам заводчан, формируется большой пакет заказов.

    "АВТОМОБИЛИ", 2000


    Возврат к списку




      КМЗ ©